Задания, проверяющие уровень развития мышления

Сайт школы №5 г.Первоуральска

Присоединяйтесь

С нами всё на 5!

Просмотров: 1560

Очень важно выявить, насколько у малыша развиты способности к логическому мышлению, к синтезу и анализу. Для выявления подобных
способностей очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Контроль может проводиться как
с использованием наглядного материала, так и словесно. Для нахождения закономерностей вниманию ребенка предлагается группа картинок, содержащая
определенное количество изображений, например четыре. Перед началом упражнения нужно объяснить малышу, что некоторые из предложенных ему изображений
будут иметь много общего, но одна картинка в каждой серии - лишняя.

На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом):

- дуб, ель, тюльпан, береза;
- кастрюля, сковородка, вилка, таз;
- тигр, кот, слон, жираф;
- помидор, яблоко, груша, слива;
- автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд;
- туфли, носки, сапоги, ботинки;
- продавец, кондуктор, мальчик, врач и т. п.

У ребенка спрашивают, какое изображение в этом ряду лишнее. Не следует давать детям долго рассматривать изображения, в то же время, если ребенок
аргументирует свой выбор, не перебивайте его, дайте ему высказаться. После того как малыш сделал свой выбор, его просят аргументировать ответ, можно
также спросить, как можно назвать одним словом оставшиеся слова.

Более сложным вариантом задания будет задание без опоры на картинки, т. е. выполняемое устно. Принцип игры тот же, например, вы называете ряд
названий домашних животных, среди которых "затесалось" одно дикое, или названия овощей с одним фруктом.

Еще более усложняется задание, когда представлены группы прилагательных, обладающих схожими характеристиками. Здесь уже проверяется не только
мышление ребенка, но и его словарный запас, умение строить синонимичные ряды и находить антонимы, например:

- старый, маленький, поношенный, дряхлый;
- храбрый, бесстрашный, решительный, добрый;
- красивый, большой, огромный, гигантский;
- веселый, смешной, забавный, кислый;
- сладкий, соленый, горький, маленький;
- медленный, быстрый, стремительный, молниеносный и т. п.

Мы выделили лишние слова, однако, если при объяснении ребенок выделил другое слово и аргументировано доказал свой выбор, его следует похвалить,
поскольку умение отстаивать свою точку зрения, доказывать и находить веские аргументы должно приветствоваться и поощряться.

Другой вариант задания на определение закономерностей - нахождение недостающего элемента в серии картинок. Ребенку может быть предъявлено восемь
картинок (три ряда по три картинки, а в одном ряду картинка отсутствует). Изображения могут быть совершенно разные, это могут быть схожие предметы
или рисунки, несколько отличающиеся между собой, или различные геометрические фигуры, картинки, основанные на разнице в количестве элементов, в
направлении рисунка и т. д. Ребенку предлагается догадаться, что в одной серии изображений не хватает одного элемента, а затем вставить этот недостающий элемент.

Более легким вариантом этого задания будет такой, при котором ребенку показываются возможные варианты ответа, из которых следует выбрать правильный.

Значительно сложнее, когда малышу самому нужно вставить недостающий элемент, например, нарисовав его в пустой клеточке. Можно еще больше усложнить
задание, увеличив количество серий, количество картинок в серии или количество недостающих элементов.

Еще одно упражнение, выявляющее способность ребенка к логическому и пространственному мышлению, - "собери картинку". Ребенку предлагается картинка в
разрезанном виде. Из имеющихся элементов он должен собрать законченный рисунок. Проще всего, когда элементы рисунка одинаковые и имеют правильную форму.
Значительно сложнее, когда они разрезаны произвольно. При выполнении задания следует учитывать правильность и скорость. Чем скорее ребенок соберет картинку, тем лучше.

В качестве наглядного материала можно использовать самостоятельно изготовленные картинки или разрезанные открытки. Простые изображения можно собирать сразу,
без опоры на образец.

Если вы используете для задания изображение из большого количества кусочков неправильной формы, можно сначала показать ребенку исходный рисунок. В
настоящее время в продаже имеются всевозможные игры, построенные по подобному принципу. Не препятствуйте малышу, если он получает удовольствие от того, что
складывает эти пазлы. Это очень хорошая тренировка. Такие игрушки могут быть достаточно большими и содержать не только простые картинки, но и целые картины
из живописи или сцены из сказок и мультфильмов.

Если в вашем доме есть такие игрушки, собирайте их вместе с малышом. Однако ввиду того, что эти изображения обычно достаточно сложные и громоздкие, они, как
правило, собираются в течение длительного времени, а дети в процессе выполнения требуемого задания должны опираться на картинку-образец. Если вы считаете,
что ваш ребенок достиг определенных успехов в собирании пазлов, предложите ему тренироваться с самыми простенькими картинками на время.

Рассказать Друзьям: