Проблемы межличностных отношений

Сайт школы №5 г.Первоуральска

Присоединяйтесь

С нами всё на 5!

Просмотров: 902

Каждый раз, когда вижу своих учеников, вместе с родителями отправляющихся на природу или в бассейн, - очень радуюсь за них", -говорит школьный психолог Владимир Скребнев.
Поясняя свою мысль, он констатирует, что это практически аксиома: в семьях, где с детьми общаются, устраивают какие-то общесемейные мероприятия, - очень доброжелательные
отношения.

Психологические проблемы детей, выросших в таких семьях, обходят стороной. Тем не менее, такие семьи встречаются не столь часто. Психолог рекомендует родителям задаться
вопросом: а часто ли они говорят со своим ребенком? И если говорят, то с какой интонацией: с повествовательной или вопросительной? Или повелительным тоном? "Поинтересуйтесь,
как дела у ребенка в школе, ведь такого не может быть, что своего ребенка не о чем спросить". Самым грустным, как говорит Скребнев, становится ситуация, не когда родитель
что-то не позволяет ребенку сделать или в чем-то с ним не соглашается, а когда жизнь ребенка родителей вообще не интересует.
Адаптация к школе
- Обычно адаптация ребенка к школе проходит в течение первого полугодия пребывания в учебном заведении, - знает по опыту работы школьным психологом Евгений Смирнов.
Если первоклассника что-то заботит по прошествии этого промежутка времени, то, скорее всего, причину следует искать во взрослом человеке - родителе или учителе. Например,
ребенок не хочет ходить в школу. Причина может быть самая банальная: ему задают домашние задания, которые ребенок выполняет по 4-5 часов в день. После детского сада такая
нагрузка для маленького человека становится слишком большой - отсюда и нежелание учиться.
Заниженная самооценка
Другой проблемой, также тесно связанной с адаптацией ученика к школе, является заниженная самооценка ребенка. Владимир Скребнев говорит, что нередко приходится "тушить пожар",
не имея возможности изменить ситуацию, ведь все начинается в доме, где растет ребенок. Довольно типична ситуация, когда ученик младших классов говорит, что у него что-то не
получается потому, что он глупый и бездарный. "Ребенок цитирует своих родителей, говоря совсем не детские слова", - огорчен психолог. Поэтому, по его мнению, просто необходимо
ребенку говорить обратное, хвалить его даже за ошибку, объясняя: ты ошибся, а значит, приобрел опыт и больше такой ошибки не повторишь.
Заниженная самооценка детей порождает целый ворох проблем. Но исправлять ситуацию нужно начинать не с ребенка, а с родителей. Скребнев объясняет, что родители могут состояться
как хорошие работники, как хорошие друзья, как муж или жена, а вот с собственным сыном или дочерью отношения не заладились: родители срываются на ребенке, тем самым выражая
свою беспомощность, несостоятельность как родителя.
- Хорошо, - продолжает психолог, - если взрослый вовремя осознал проблему и не побоялся прийти на консультацию к специалисту. Ведь это уже начало решения проблемы.
Но нередко случается так, что родителей или одного из родителей, как говорит Скребнев, к психологу и калачом не заманишь. "А ведь по закону мы не имеем права работать с детьми,
не имея на то согласия родителя".
Культура обращения к психологу только формируется
Евгений Смирнов замечает, что как среди взрослых, так и среди детей нередко еще бытует предрассудок - мол, если обращаешься к психологу, значит, ты какой-то ненормальный. Поэтому
не только в нашем регионе, но и в Эстонии в целом культура обращения к психологу лишь начинает формироваться. Школьники, решаясь в первый раз обратиться к психологу, испытывают
страх: не выйдет ли этот разговор за стены кабинета? Но профессиональная этика, как говорит Владимир Скребнев, предполагает, что разговор останется в тех стенах, где он велся,
поэтому добрая репутация врачевателя душ быстро распространяется по школе, и дети начинают приходить.
Растет личность - растут и проблемы
Если ученики начальных классов вбирают нормы поведения, которые преподают им взрослые - родители или учителя, то взрослея, ребенок начинает по-своему оценивать как окружающих его
людей, так и ситуации. На этом этапе он осознает, что не надо больше учиться для родителей, для того, чтобы его похвалили. И результативность учебы на этом этапе зависит уже от той
внутренней сознательной наработки, которую можно назвать складывающимся жизненным опытом, - то есть ребенок либо хочет учиться, мотивируя именно для себя необходимость получения
знаний, либо эта мотивация у него отсутствует.
В это же время начинают назревать и первые конфликты между учеником и учителем, когда у ребенка обостряется чувство справедливости. В большинстве таких конфликтов, как полагает
Скребнев, виновными оказываются обе стороны, но, как ни странно, учителям осознать не всегда верную линию своего поведения бывает сложнее, чем ученику. Школьный психолог здесь
оказывается между двух огней, когда, выражаясь подростковым языком, приходится "разруливать" ситуацию. Тем ученикам, кто обращается к Владимиру с такой проблемой, он предлагает
для разрешения конфликтных ситуаций опробовать разные модели поведения в отношении с учителем, такое расширение поведенческого репертуара нередко дает свои положительные плоды.
Если родители не заложили в ребенка смысл жизни - психолог этого сделать не может
Еще сто лет назад, как в России, так и в Эстонии было принято, что три поколения жили под одной крышей. Воспитывали подрастающее поколение в те времена не по умным книгам, а наглядным
примером собственной жизни. И если что-то не успевали родители - для этой цели всегда рядом были бабушки и дедушки. Поэтому у детей, выросших в таких семьях, всегда был внутренний стержень.
Сейчас, когда уже много десятилетий, как старый уклад жизни разрушен, дети нередко, доходя до подросткового возраста, не осознают самого главного своего внутреннего "я" - смысла жизни.
И многочисленные комплексы, связанные с отсутствием в ребенке самоосознанности, ведут к ущербности. Но, как известно, природа не терпит пустоты. Поэтому взамен истинным ценностям ущербность
некоторых детей начинает дополняться каким-то иным содержанием, например, наркотиками...
Владимир Скребнев говорит: "Случается, что осознаешь свое бессилие. Даже если ребенок сам пришел ко мне побеседовать, я понимаю, что час беседы с ним не перевесит того, что после этого
разговора ребенок снова пойдет домой или в компанию, а там другие законы, другой менталитет. Ребенок уже свой выбор сделал - или этот выбор сделали за него".
"Беременна своим парнем"
Межличностные отношения - основная причина обращения старшеклассников к школьному психологу. Причем юноши идут за советом к психологу очень и очень редко. "Не потому, что нет проблем.
Вероятно, работает стереотип, что мужчинам негоже обращаться к специалисту".
Владимир Скребнев подчеркивает: он не решает какие-то возникшие у молодых проблемы, но предлагает пути их решения, проигрывая и предлагая для обдумывания различные жизненные сценарии,
которые могут последовать от исходной ситуации. Но выбор, акцентирует психолог, всегда остается за человеком.
Бывали в практике школьного психолога и такие ситуации, когда в психологической помощи нуждались беременные старшеклассницы. Но главной проблемой девчонок был не факт беременности, а
желание сохранения отношений со своим парнем. "Психология возраста такова, что в эти годы девушки бывают беременны не ребенком, а своим парнем".

Рассказать Друзьям: